Порекомендовать сайт
 
 
ГлавнаяНа работеКак не сгореть на работе Задать вопрос юристу

Как не сгореть на работе

Это случается в самый неподходящий момент. На преуспевающего энергичного человека наваливается усталость, люди вызывают раздражение, мысль о работе — тошноту.

Коллеги говорят: «Нервы расшатались». А психолог ставит диагноз: синдром эмоционального сгорания.

 

Плата за общение

Синдром эмоционального сгорания — самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, менеджеров, продавцов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков…

Развивается синдром постепенно. Три стадии - как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.

  1. Первая стадия — чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену. Даже любимая еда кажется безвкусной. Возвращаясь домой, все чаще хочется крикнуть: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
  2. Если не предпринять мер, наступит вторая стадия. Ее основная примета - раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться, будь то домочадцы, клиенты или коллеги. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей. После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения «сгорающий» не может.
  3. Третья стадия — полный крах специалиста. С одной стороны, утрачиваются профессиональные ценности, появляется своеобразный пофигизм и циничное отношение к людям; с другой — как будто выгорает все внутри. Ему становятся безразличны другие люди, любимая раньше работа и он сам. При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы — апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино - однако улучшение не наступает. 

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно прежде всего правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, исповедующие четыре распространенных мифа. Проверьте: не ваша ли это позиция?

 

Миф первый: «Жить надо для людей»

 

Основная идея этого мифа — «человек должен жертвовать собой ради других». У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть

Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.

Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом — выше их сил.

Советы:

Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.

На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что — коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.

Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.

Миф второй: «Если не я, то кто же?»

 

Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию педагога, медсестры, социального работника.

Другие спасают «на общественных началах»: у них обязательно есть куча знакомых-неудачников — друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик…

Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них — единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.

Советы:

Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.

Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.

Лучший способ позаботиться о человеке — помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.

Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: «Так ли уж это нужно?» и «Может, он справится сам?».

Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим»

 

Про таких людей говорят: «Хочет как червонец всем нравиться». Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других.

Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим пользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида и гнев, выжигающие изнутри.

Советы:

Есть замечательный афоризм: «Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.

Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.

Научитесь говорить «нет!», не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.

Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, — таким образом человек манипулирует вами.

Миф четвертый: «Работа превыше всего!»

 

Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне — «все выше, и выше, и выше!». Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору.

Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.

Советы:

 

Помните: «Бессердечье к себе — это тоже увечье». Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать!

Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте в офисе все деловые бумаги и мысли.

Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.

Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: «Суббота, 19.00 — театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)». Строго контролируйте выполнение.

Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.

Начните заново

 

Смена деятельности — лучшее лекарство от эмоционального сгорания. Если есть возможность, поменяйте работу кардинально: из социального работника — в менеджеры.

 

Если нет, измените направление деятельности. Раньше работали с детьми? Переходите к преподаванию у взрослых. Пройдите курсы повышения квалификации, получите второе дополнительное образование, поучаствуйте в профессиональных конкурсах. Идея для самых смелых - каждые 5-7 лет менять сферу деятельности.

 

Авторизация/Регистрация на сайте
Скачать бесплатно Трудовой Кодекс РФ
Скачать Трудовой Кодекс в формате DOC
от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
Статьи
Как рассчитать отпускные
Сотрудник, проработавший определенный период времени на предприятии и решившийся уволиться, по законодательству имеет право на получение компенсации за неиспользованные отпуска.

Материальная ответственность работника
В трудовой сфере между работником и работодателем нередко возникают конфликтные ситуации. При этом не всегда дело доводится до рассмотрения их в суде.

Все статьи
Вопрос - Ответ
Как рассчитать отпускные при увольнении?
При расчете отпускных при увольнении берется за основу весь расчетный период и средний заработок работника.

Как рассчитать отпускные в 2012 году?
Чтобы рассчитать отпускные необходимо взять за основу весь расчетный период, а также определить средний заработок сотрудника.

Все Вопросы - Ответы